Ошибок не существует!

00032Ошибок не существует! Мало того, ошибки, это самое ценное в нашей жизни. Позиция что ошибки это что-то плохое, что-то чего стоит всячески избегать, совершенно необоснованна. Вернее у этой позиции есть обоснование, но оно совершенно не имеет отношения к нашей конкретной жизни. Суть его в том, чтобы сделать нас управляемыми, предсказуемыми, чтобы вписать нашу жизнь в некий план придуманный кем-то другим. «У меня не получилось…» Такого не может быть!

Просто не может. Задайте себе вопрос, что у вас не получилось? Обычно человек отвечает что-то типа, «я хотел сделать это, но мои усилия ни к чему не привели» или «я хотел сделать так, а получилось вот так», ну и дальше соответствующие первой фразе выводы: «я неудачник», «у меня ничего не получается», «я ни к чему не способен» и т.д. и т.п. Откуда такие выводы? Где логика?

Для начала посмотрим, откуда берется это маниакальное желание оценивать себя по результатам своей деятельности. Естественно из детства. А именно из радостной школьной поры. Почти каждого из нас целый десяток лет, а многих значительно больше, если считать высшее образование, дрессировали оценивать себя. Если я получил пятерку, значит я хороший. Если двойку, то я плохой и достоин выговора или наказания. Тут уже не только учителя, но и родители подключались. Если разобраться внимательно, бред полнейший. Если ребенок получил двойку, о чем это говорит? Обычный ответ либо он плохо учится, либо он недостаточно умный, и исправляется это мотивированием разных видов к более упорному ученическому труду. А если подумать? Ответов может быть несколько: ребенок ленился (т.е. ему было не интересно); он был недостаточно внимателен или сосредоточен (опять же не интересно); он отвлекался (опять не интересно); он не понял материала. В принципе, причины только две: отсутствие интереса и непонимание. Но это не вина ребенка, это его естественные, заложенные природой свойства, он увлекается только тем, что привлекает его внимание, и он еще ничего толком не понимает и не знает. По сути, школьная отметка, это оценка преподавателю как профессионалу, оценка того, насколько он смог увлечь учеников и насколько он сумел разъяснить материал. А по факту, наша школьная система устроена так, что преподаватель с легким сердцем сбрасывает свои обязанности на плечи родителей, объявляя отстающих недостаточно внимательными и сообразительными.

Оценка всего лишь показывает, где следует приложить больше усилий и лучше разобраться в предмете. Так и во взрослой жизни, отрицательный результат, это всего лишь показатель того, что необходимы еще время и силы для достижения результата. Все просто, если у вас что-то не получилось, не вышло, значит, вы еще не пришли к своей цели, значит это еще не конец и еще рано оценивать результат. Неудача, отрицательный результат, это всего лишь опора в пути и указатель на пути к необходимому результату. И неудача никак не характеризует человека. Самые лучшие из нас могут совершать одну ошибку за другой. Самые худшие из нас способны совершить величайшее дело. При этом, с последними, после близкого общения, вы может быть и рядом сидеть не захотите. Отделите себя от своих действий. Это никак не пересекается. Отделите результат от ошибок и неудач. Результат характеризует достижение, если у вас что-то не получилось, значит, вы его еще просто не достигли. Ошибайтесь, ищите причину ошибки и работайте с ней.

Второй момент, связанный с нашими ошибками, неудачами и провалами, это их отрицание. И этот момент, пожалуй, более важен, чем предыдущий. Мы не хотим принимать свои ошибки, мы не ценим их и принижаем их значимость. Что именно мы оцениваем и каковы критерии оценки? Вот вы что-то сделали и получили какой-то результат. Потом еще один результат. И еще один. И еще. И так всю жизнь, результат за результатом. Вы стоите посреди вашей жизни, за вами тянется бесконечная цепочка результатов. Перед вами, в горизонт, уходит другая цепочка из целей и желаний, к которым вы стремитесь, или еще только будете стремиться.

Я задам вам вопрос: к чему вы хотите прийти в итоге? Каков конечный результат всех этих свершений? Как вы его себе представляете и представляете ли вы его себе вообще? В свое время я много размышлял на эту тему и увидел для себя такой ответ: в итоге я хочу прийти к некоему удовлетворению, счастью, окончательному пребыванию в радости и постоянной наполненности жизнью. А все те свершения и желания, к которым я стремлюсь или уже достиг, всего лишь разнообразные формы, позволяющие, хотя бы на время, наполнится этой самой жизненностью. И я задал себе вопрос: а нельзя ли сразу прийти к этому состоянию, минуя всю эту утомительную череду свершений, ведущих непонятно куда?

К чему это я? К тому, что когда вы говорите «О! Это у меня не получилось!», вы оцениваете форму. Вы идете на поводу у окружающих, которым совершенно все равно, что вы там чувствуете и переживаете. Им важнее чтобы ваши действия, ваши свершения вписывались в удобную для них картинку мира. Когда вы говорите «Опять не удалось!», вы как бы говорите «Ой! Извините, что нарушил вашу картинку! Я не специально. Сейчас, сейчас я все исправлю! Ну… по крайней мере попытаюсь. А еще лучше вообще не буду ничего делать, чтобы ненароком еще чего-нибудь не испортить». Другими словами, когда вы расстраиваетесь или негативно оцениваете свои действия, то критерием вашей оценки выступают исключительно мнения и представления других людей. Это значит, вы сами не в состоянии оценить собственную жизнь и собственные действия. У вас просто нет критериев, по которым вы сами смогли бы оценить собственные действия. А учитывая то, что правда жизни заключается в том, что все мы в первую очередь думаем о себе, то эта оценка, почти всегда, будет не в вашу пользу. Если конечно, вы не поставили целью своей жизни идеально соответствовать чужому мнению. Хотя, по моему опыту, это просто невозможно.

Я предлагаю вам оценивать свои действия, опираясь на себя. Если вы, так же как и я, цените свою жизнь, хотите наслаждаться ей, наслаждаться каждым ее мгновением, начните оценивать результативность по тому удовольствию, которое вы получили. Оценивайте по насыщенности, по жизненному напору, по сложности плетения эмоций и ситуаций, по разноцветью и витиеватости, по красоте исполнения. Признайте свои ошибки! Вспомните, как у вас что-то не получилось, сколько эмоций, жизни в этом было. Посмотрите на свое прошлое, на какое-то неприятное для вас событие. Оцените, как красиво вы наломали дров! При таком взгляде, ваша ошибка, неудача, провал вполне может превратиться в ваш триумф. В победу жизненности, жизни. В победу над смертью. В победу вашего существования над небытием. В победу вашего Я! Каждая ваша ошибка, каждый ваш «неверный» шаг превратиться в гордый, триумфальный крик: «Я есть! Я живой! Я существую!» В этом случае, не признавая, стесняясь своих неудач, вы принижаете те силы, энергию, время которые вы потратили на их свершение. Вы отрицаете свою жизнь. Вы отрицаете себя, отказываетесь от себя. Поэтому, любите СВОИ ошибки, уважайте СВОИ неудачи, гордо признавайтесь в СВОИХ провалах. Ведь именно ими вы и отличаетесь от окружающих. Ваши ошибки, это победы вашей жизни. Действуйте, с радостью ожидая их. Чертите собственную канву существования, собственный узор жизни. Представьте, что ваша жизнь это холст, а вы художник, творец. Только от вас зависит, станет ли ваша жизнь смелым, насыщенным жизнью произведением, или будет невзрачной серийной штамповкой. И ошибки один из самых главных инструментов для этого творчества.

Есть такая японская мудрость: «Идеальный шар – со сколом».

Удачи.


 

  • 2
  • 12
  •  
  •  
  •  

Если вы хотите получать новые статьи, введите свой Email:

Добавить комментарий