Усилие, сверхусилие и отдых

00035Многих из нас с самого детства сопровождает состояние некой неудовлетворенности собой и результатами своих действий. Нам постоянно кажется, что мы недостаточно много сделали, или приложили недостаточно сил и умения и поэтому результат нашей деятельности недостаточно хорош. Нужно сделать что-то еще. Всегда нужно сделать что-то еще. Возникает множество мыслей по поводу того, что можно было сделать по-другому или по поводу того, что сделать еще предстоит, и как это сделать наилучшим образом. В общем, человек и расслабиться как следует не может, и удовлетворения от своих действий не получает. И даже если он решится отдохнуть, полежать немного, он постоянно будет дергаться от каждого шороха, звука, взгляда.

Почему это происходит? Опять же, стоит взглянуть в детство. По сути, это происходит от того, что наши родители чувствовали то же самое. Они были вечно недовольны собой и тем к чему они пришли в своей жизни, и невольно они использовали своих детей компенсаторами этого неудовлетворения. «У меня не получилось, но у моего ребенка обязательно все будет хорошо. У него все будет получаться». Они постоянно твердили, что чтобы что-то получилось надо обязательно «стараться». Они недовольно косились, а то и ругались или наказывали нас за огрехи и естественные для ребенка неумение, невнимательность или незнание. Они всячески мотивировали делать, проявлять усилие всегда и во всем. А отдых обозначался как награда за сделанный труд. Сразу пословицы вспоминаются: «без труда не вытащишь рыбку из пруда», или «сделал дело, гуляй смело».

То есть, в то время этими действиями в нас заложили два правила:

— первое: чтобы чувствовать себя правильным, хорошим, человек должен постоянно делать усилие, постоянно стараться и пытаться;

— второе: человек может спокойно отдохнуть, только в том случае, если он достоин отдыха, а значит только в том случае если он «достойно» потрудился и удовлетворил этим своих родителей.

Разберемся с первым. Действия родителей направленные на мотивацию ребенка делать постоянное усилие приводят к тому, что запас жизненных сил ребенка начинает истощаться. Особенно это относится к тем случаям, когда у ребенка что-то не получилось и этот результат оценивается, как негативный. Во взрослой жизни, где каждый человек носит своего родителя (или внутреннего критика) в себе, это выглядит как решение делать что-то, не взирая на уходящие силы, пока это не будет сделано. Или делать что-то, пока не будет получен удовлетворяющий результат. Образно выражаясь, это заставляет человека «биться в закрытые ворота», «идти напролом», вместо того чтобы остановиться и подумать: а как это можно сделать по-другому. Так же это заставляет человека изматывать себя чувством вины, если у него что-то не получилось.

Еще одна особенность этого правила, уже не столь явная, заключается в недостатке сил. Делая что-то, не давая себе отдыха действиями, мыслями и чувством вины, мы приходим к тому, что с каждым разом на каждое действие сил и мотивации у нас становится все меньше и меньше. И в какой-то момент руки опускаются, разочарование достигает своей кульминации, и делать уже вообще ничего не хочется. Жить не хочется. Дело в том, что здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как сверхусилие. Сил мало, желания мало, а предстоящие действия по затратам энергии превышают эти силы и желание. Чтобы сделать эти действия, нужно совершить усилие превышающее наши наличные ресурсы.

В русском языке есть такое слово, подвиг. В старину этим словом как раз и обозначалось такое сверхусилие, а человек часто совершавший сверхусилия или выбравший путь включавший в себя частые сверхусилия, назывался подвижником. Для того, чтобы совершить такое сверхусилие, подвиг, необходима сверхмотивация, что-то такое, что по ценности и желанию превышает собственную жизнь. В славянских духовных традициях рассматриваются семь ступеней подвига, которые возможно преодолеть. Но итог один. Преодолевая восьмую ступень человек умирает. Но даже преодолевая всего лишь первую ступень, организм однозначно сигнализирует человеку – за этим порогом смерть!

Когда родитель требует постоянных усилий от ребенка, он, в итоге, требует подвига. А ребенок подсознательно, инстинктивно воспринимает это требование, как требование жертвы со своей стороны. Он воспринимает это как требование своей смерти, за то, что ему подарили жизнь. Никто, никогда, ни при каких условиях не имеет права требовать такого от другого человека. Жизнь человеку дает Творец, а родители только исполняют Его волю. И если кто-то предъявляет такие требования, то можно предположить, что такой человек страдает манией величия, ставит себя на место Бога. Вполне понятно, что все инстинкты человека сопротивляются выполнению этого требования, какие бы разумные, логичные и убедительные доводы не стояли за этим требованием. Совершить сверхусилие или подвиг и, пусть теоретически, пожертвовать своей жизнью, человек может решить только сам. Требовать этого, даже подталкивать к этому шагу, или желать этого от другого, значит намереваться или желать быть убийцей.

Второе правило касается отдыха и расслабления. Оно не столь катастрофично как первое, если, конечно, не считать катастрофой неудовлетворяющую жизнь. Но оно как минимум нерационально, да и просто мешает жить с удовольствием и добиваться при этом результатов. Обычно, при частой тревожности, отдых рассматривается как награда или итог хорошо выполненной работы. Логика такая: у меня что-то не получилось, или я еще что-то не доделал, или даже, мне еще не дали положительную оценку, значит, если я отдыхаю, я не отдыхаю, а просто ничего не делаю. Бездельничаю. А если я бездельничаю, то любой в праве меня наказать или как минимум высказать свое «фи». В этом случае, чтобы действительно качественно отдохнуть, человек будет стремиться либо в одиночество, чтобы ему ни кто не мешал, либо в дальние дали, где его никто не знает, а значит не сможет оценить достоин или нет он полноценного отдыха. Человек просто не сможет расслабиться в привычной для себя обстановке домашнего окружения и близких ему людей.

Правильнее было бы рассматривать отдых не как награду или итог, а как часть процесса успешной деятельности. Или оценивать свою деятельность не только по конечному результату, но и по затраченным усилиям. Ведь если даже вы не достигли результата, но уже потратили много сил, то не отдохнув, не восстановив свои силы, вы не сможете действовать эффективно. У вас просто не будет достаточного ресурса для последующих действий, и тогда придется идти на сверхусилие. Задайте себе вопрос: сравним ли результат этих ваших действий с вашей жизнью? Готовы ли вы, пусть потенциально, отдать свое здоровье и жизнь для достижения этого результата? Если нет, то любое сверхусилие превратится в банальное насилие над собой. У вас не будет удовлетворенности во время ваших действий, а значит и результат, скорее всего, не принесет вам должного удовлетворения. А значит вы опять будете недостойны и не хороши. Замкнутый круг.

Или вы начнете заниматься самобичеванием, обвиняя себя в беспомощности или бездарности, вместо того, чтобы полноценно отдохнуть, очистить разум и восстановить силы, и уже после этого продолжать что-либо делать. Или начинать новое дело.

Получается, что отдых, это необходимая часть процесса достижения результата. Вы не сможете достичь своей цели, если не научитесь качественно отдыхать. Что значит качественно? Делать не то что надо и требуется, а то, что нравится и хочется. Встройте в план своих действий эти пункты: делать то, что нравится и то, что хочется. Будьте эффективны. Отдыхайте.

Удачи.


 

comments powered by HyperComments
  •  
  •  
  • 7
  •  
  •  
  •  

Если вы хотите получать новые статьи, введите свой Email: